Экипаж коттера "Меркурий" 1788 г

список 2

Возник у меня замысел сделать миниатюру в 36 масштабе экипажа геройского коттера "Меркурий" на кампанию 1789 года, когда был захвачен фрегат "Венус"

Застывший момент на модели - подготовка к взятию шведского фрегата "Венус". Когда ветер утих и катеру пришлось с помощью 8 метровых весел, перестановкой парусов маневрировать и подходить к противнику, уклоняясь от его огня и одновременно самому ведя огонь по противнику.


Для начала работы попытаюсь разобраться с личным составом: численностью, чинами, функциональными обязанностями, чтобы проработать динамику события

Из воспоминаний самого капитана Кроуна следует, что

Дравшийся с ним бриг Меркурий имел 22 каронады 24-х фунтового калибра и 75 человек экипажа.

"Взятие фрегата “Венуса” в 1789 году." (рассказ адмирала Романа Васильевича Кроуна). Записан одним из его адъютантов.

Настоящий текст приводится с насколько возможным сохранением орфографии и стиля изложения адмирала Кроуна
Источник: Кронштадтский Вестник” № 24 от 24 февраля (8 марта) 1878 года

Самого списка экипажа у меня нет, но есть общая численность, Штатные положения по бригам других лет, а также из воспоминаний и исторических документов известны некоторые персоналии.

  1. Капитан-лейтенант Роман Кроун
  2. Лейтенант - Лутохин, Егор Иванович
  3. Штурман Каменьшаков
  4. Мичман Деревицкой Василий Яковлевич
  5. Мичман Снаксаревъ, Марко Евсѣевичъ

Команда катера "Меркурий" таблица

Капитан - Кроун Роман - лучшее место недалеко от штурвала по левому борту - чтобы видеть противника. В руке труба подзорная

Жена Кроуна - по логике, коль она помогала раненым, то должна бы находиться в интрюме. Но её муж был серьезно болен, почему ей и разрешили быть в этом плавании для ухода за ним. Думаю, перед боем, она преподносит Кроуну чашку с некой микстурой для поддержания сил.

Кстати, можно ли это считать, что на корабле не было врачей?!!! Если на катере был бы врач, то нет смысла брать жену для ухода.
Поэтому единицы "подлекарь" и "ученик лекаря" скорее отдать в пользу солдат, доведя до 22 человек.

Лейтенант - находится рядом с капитаном. Лейтенант является вахтенным офицером, начальником вахты, т.е. части экипажа, несущей корабельную службу в данный отрезок времени. Также держит трубу подзорную, но не смотрит в нее. Думаю, лучше сделать, чтобы лейтенант был повернут к другим офицерам (мичману, шкиперу и штурману), передавая приказы капитана.

Мичман - Это одна из старших унтер-офицерских должностей на корабле до 1732 года. После чин Мичман перевели в обер-офицерский состав. Мичманы непосредственные помощники офицеров. Основная обязанность следить за полным и точным исполнением всеми членами экипажа приказаний офицеров.
У меня их два.
Думаю, один будет , стоя у левого борта на шкафуте отдавать приказы матросам на веслах.
А второй мичман - будет на юте, возле шпиля - следить за матросами на реях.

Штурман - его обязанности на корабле того времени коренным образом отличались от обязанностей современных штурманов. Эта должность также относится к унтер-офицерским. Штюрман отвечал за штюрманское имущество, его получение, хранение, использование, расходование. Штюрманским имуществом считались флаги, сигнальные флаги, вымпелы, гюйсы корабельные и шлюпочные, компаса, песочные часы, лаги, лоты, лампады. Штюрман вел журнал учета штюрманского имущества, следил за пополнением и исправностью своего имущества. Он же отвечал за морские карты, лоции, исправность рулевого упраления корабля. Он выверял компаса и песочные часы. Во время плавания он должен был сверять карты с реальной береговой линией, островами, скалами, рифами и наносить на карты все их изменения. Штюрман обязан сообщать офицерам и капитану об опасностях курса корабля (мели, рифы, скалы) и настаивать на его изменении, и даже если капитан или иной офицер его не послушают, и корабль будет потерян, то штюрман будет казнен или отправлен на каторгу. При постановке на якорь штюрман обязан следить, чтобы в этом месте не было мелко и корпус корабля не проломило бы своим якорем. Подштюрман помогает штюрману, а в его отсутствие полностью отвечает за штюрманскую службу
В общем, его место возле штурвала и нактоуза, отвечает за курс корабля. Предполагаю, штурман будет наклонен к нактоузу, смотря на компас. В руке будет развернутая карта.

Подштурман - будет стоять за штурвалом, делая левый поворот. Будет смотреть в сторону штурмана, ожидая приказ.

Штурманский ученик - ему поручим отдать сигнальные флажки по бегучему такелажу. Скажем сигнал - "Принимаю бой!", чтобы русская эскадра Чичикова знала о намерениях Кроуна атаковать фрегат и скорее спешила на помощь.

Писарь - также будет на палубе верхней. Слегка испуганно, с вахтенным журналом, опираясь на крышку нактоуза, водит пером по бумаге. Записывает кратко действия корабля, типа.. "21 мая 789 года. Христиан-фиорд. Вступаю в бой с противником. Шведский фрегат именем "Венус". 44 орудия. Штиль полный. Захожу фрегату в корму на веслах..."

Квартирмейстер. Это унтер-офицеры. Их число определяется численностью матросов. Квартирмейстер командует матросами, размещаемыми в данном кубрике. Он обязан следить за наличием своих матросов на корабле, за здоровьем своих матросов, чистотой и исправностью их одежды, за выдачей матросам питания и за возврат на поварню остатков пищи и посуду, за тем, чтобы продукты, оружие, вещи, снасти не растаскивались с корабля.
Квартирмейстер также является командиром шлюпки, следит за ее исправностью, оснащенностью, управляет ею на воде и командует матросами, назначенными в экипаж шлюпки
На катере было три квартирмейстера скорее всего по числу гребных судов (правка).
Значит, один квартирмейстер с 10 матросами по левому борту, второй - по правому.
При этом они занимают место за последним веслом, чтобы видеть всех своих матросов и отдавать команду при гребле.

Баталер - кладовщик. Нестроевой чин. Скорее не принимал участие в бою вовсе.

Подшхипер - отвечал за учет, наличие, хранение, использование, ремонт, пополнение, замену шхиперского имущества. Вел журнал этого имущества. К шхиперскому имуществу относился весь съемный рангоут ( мачты, реи), весь такелаж ( канаты, веревки , блоки), якоря, фонари, моечный и уборочный инвентарь, свечи, плотничный инвентарь и инструменты, шлюпочные паруса, все металлические изделия, инвентарь, материалы и инструмент конопатчика, смазочные материалы, крепежный материал (гвозди, скобы, болты). Принимает на корабль все это имущество и следит за полнотой получения, качество. Он же отвечает за распределение всего имущества и припасов по местам хранения, закрепление имущества от качки. При постановке корабля на якорь и снятии с якоря следит за потравливанием или приемом якорного каната, работой стопорных устройств. Он же отвечает за организацию уборки корабля, наведением порядка.
Это был один из старших унтер-офицеров. Выше его по регламенту был только штюрман.

Предполагаю, он будет находиться возле ростров на правом борту, и отдавать команду матросам, которые снимают с них весла для гребли. Здесь можно показать как одни матросы только снимают весло с ростров, другие несут к борту, третьи уже вставляют в весельные порты, а четвертые уже заняли место для гребли. При этом матросы распределяют весла по бортам.

Боцманмат - На ходу его место на баке посменно со шхипером, совместно со шхиманом надзирает над всем такелажем и во время постановки и уборки парусов боцманматы, шхиманы и шхиманматы должны находиться на реях. Посебу боцманмат будет стоять на марсовой площадки грот-мачты, отдавая приказ матросам на реях.

Конопатчик. - Обязан следить за тем. чтобы не было течей в корпусе, чтобы люки и пушечные порты были плотно закрыты. При появлении течей совместно с корабельным плотником устранять их.
Скорее Плотник и конопатчик находились в трюме корабля.

Парусный ученик Обязан следить за исправностью парусов и чинить их. Находится на палубе подле фок-мачты, в руках нити и иглы, смотрит на верхний парус.

Унтер-купор - отвечают за состояние бочек для воды, продуктов, пороха, осуществляют ремонт бочек, сдачу в портовые магазины пустых бочек. Во время боя скорее всего находится внутри корабля.

Повар - он выглядывает из люка камбуза по пояс, озираясь по сторонам из любопытства.

Кают-юнги исполняли обязанности офицерских слуг. Пусть выходит по офицерскому трапу на палубу, держа в руке, скажем, три пистолета в руках, два мушкета на плече и сумка с порохом через плечо.
Или же стоит на корме торопясь заряжает пистолеты. Вооружен также пистолетами и мушкетами на случай абордажа.

Сержант - командир солдат. Стоит с мушкетом на шкафуте с левой стороны от фок-мачты. Рядом с ним в пирамиде стоят мушкеты.

Солдаты привлекались для обслуживания пушек в помощь канонирам, из них составлялись абордажные и десантные команды. А также отвечали за греблю и караул.

Капрал - командующий над канонирами. Стоит по центру шкафута у левого борта. Разведя руки в разные стороны, отдает приказ "зарядить орудия!"

Канониры - это корабельные артиллеристы. Можно сказать - командиры орудий. По числу пушек и канониров можно сказать, что на три пушки приходилось два канонира. Следовательно канониры занимались заряжанием, прицеливанием и производством выстрела, а накат пушек на место, охлаждение, прочистка после выстрела возлагалась на солдат.

Т.е. возле карронад были: один канонир и солдаты.
Одни солдаты открывают пушечные порты, привязывая тали. Другие заряжают карронады.
Часть карронад уже заряжены и выдвинуты в порт. Над ними склонились канониры, готовясь навести на цель. Кто-то из солдат подносят ядра, держит бочонок пороха и пр..

Матросы- в чем состояли обязанности собственно матросов из Устава неясно, но очевидно основная их работа состояла в работе с парусами. Матросы же отношения к пушкам не имели Но были наверняка в резерве солдатам.
Однако, по логике - карронадами должны были управляться 5 человек. ИЗ общего числа, получается что 1 канонир, 2 солдата и 2 матроса. на 11 орудий = 11 канониров +22 солдата + 20 матросов и 2 квартирмейстера (?)

← Блог Modelsworld