В предыдущих уроках мы познакомились с различными типами кривых, методами построения и управления свойствами кривых и их корректировкой. Теперь вооружившись полученными знаниями, приступим к моделированию.
Ранее, мы совместили все чертежи между собой, установив общую точку совмещения, которая располагается на пересечении линии киля, лини первого шпангоута и диаметральной плоскости.
Так же данная точка совпадает с точкой начала координат и является нулем, для координат в нашем трехмерном пространстве. Но для дальнейшей работы, будет удобнее выбрать в качестве нуля и точки совмещения чертежей, точку пересечения основной линии с линией первого шпангоута и диаметральной плоскости. Для этого воспользуемся командой move и изменим положение каждого вида, перенеся точку пересечения с основной линии в начало координат. Выделим все элементы, расположенные на слое bok. Выберем команду move. При активной привязки к пересечению, выберем точку пересечения основной линии с линией обозначающей диаметральную плоскость и первый шпангоут. Левым кликом подтверждаем выбор и в командную строку вводим координату ноль. Подтверждаем значение, нажимаем enter.
Теперь повторим, такие же действия для оставшихся видовых проекций. Все основные линии проекций, совмещены между собой и лежат в одной плоскости. Данная плоскость является нулевой, как для системы координат, так и для нашей модели. Откроем проекцию bok, заблокируем все слои, что бы случайно не сместить чертежи во время работы. Основная линяя, обозначена красным цветом, и перекрывается чертежом проекции bok. Это можно исправить, сменив порядок отображения. Перед этим разблокируем слои, и перейдем во вкладку edit, параметр arrange - расположение и подпункт bring to front - перенести вперед. В соответствии с запросом в командной строке, выбираем объект, который необходимо показать поверх всех остальных, левым кликом указываем объект, изменяем порядок отображения. Блокируем слои и создадим новый слой, в котором поместим линии построения. Переместим данный слой вниз списка и сделаем его активным, таким образом, все строящиеся линии будут автоматически располагаться на данном слое.
Теперь необходимо построить линию пересечения корпуса диаметральной плоскостью, так же эта линяя, будет являться линией сечения внешнего контура обшивки. Выбираем инструмент кривая по интерполяционным точкам. Перед началом построения рекомендую активировать параметр - project в панели привязок, левым кликом. Активировать данный параметр необходимо для того, что бы все вновь создаваемые объекты, располагались на конструктивной плоскости данного вида. Конструктивная плоскость каждого вида обозначается сеткой. Эта сетка является лишь условным графическим обозначением конструктивной или рабочей плоскости данного видового экрана. Другими словами, активировав параметр project, мы активируем привязку создаваемых объектов к той или иной рабочей плоскости.
Перед началом создания кривой линии, создадим прямую линию, обозначающую горизонтальную часть внешней обшивки. Для этого выберем инструмент polyline и проведем горизонтальную линию по центру линии чертежа. Горизонтальная линяя необходима для корректного сопряжения двух линий вместе их стыковки. Выбираем кривую линию по интерполяционным точкам и начинаем построение кривой обозначающей обшивку носовой части корпуса. Стараемся максимально точно попадать на центр линии чертежа.
Теперь, прежде чем обозначить конечную точку кривой, из пункта свойств построения выбрать параметр EndTangent. Данный параметр позволит построить корректное сопряжение этих двух линий, заканчивая кривую линию по касательной к прямолинейной линии. Левым кликом указываем конечную точку для кривой и выбираем любую точку на прямолинейной линии при активной привязки near. Таким образом, был осуществлен плавный переход от кривой линии к прямой.
Плавность данного перехода или стыковки двух линий, является достаточно критичным моментом, так как в дальнейшем мы будем использовать эту линию при построении поверхности корпуса. И некорректное сопряжение этих двух линий, может негативно сказаться на качестве всей поверхности. Теперь необходимо проверить плавность построения данной кривой. Для этого воспользуемся графиком кривизны. График показывает, что кривая нуждается в небольшой корректировке. Для этого активируем контрольные точки кривой, и выбираем точку наиболее близкую к излому графика. Теперь удерживая клавишу alt, клавишами со стрелками изменяем положение точки, таким образом, что бы график постепенно стал, как можно более сглаженным и избавился от излома. При этом не забываем следить за положением кривой относительно линии чертежа. В ускоренном режиме отображения видно, как постепенная корректировка положения контрольных точек кривой, делает график более плавным, как следствие и кривую.
Крайняя левая точка кривой остается на месте для того что бы обеспечить сопряжение с прямой линией. Скорректировав кривую можно отключить график и контрольные точки, выделить прямую линию и кривую, и объединить их. Кликнув на иконке инструмента объединить левой кнопкой мыши. Теперь линии объединены в одну кривую.
После построения внешнего контура, мы легко можем создать линию внутреннего контура обшивки или шпунта. Для этого необходимо воспользоваться командой offset во вкладке меню curve - кривая. Выбираем параметр offset и подпункт offset curve. Теперь в командной строке можно ввести числовое значение обозначающее расстояние смещения, или выбрать параметр throught point - через точку. Это позволит указать расположение создаваемой линии вручную. Стараемся визуально расположить линию по центру линии оригинального чертежа и кликаем левой клавишей мыши. Завершим построение, добавив еще одну прямую линию. Выбираем инструмент polyline и, стараясь визуально придерживаться центра линии чертежа, приводим прямую линию. Теперь для того что бы соединить одну линию с другой, воспользуемся командой Fillet Curve. Данная команда соединяет две линии по касательной между собой, строя между ними дугу с заданным радиусом.
К примеру: кликнув левым кликом на параметре радиус, введем значение равное сто. Данный радиус является радиусом арки, которая будет построена между двумя линиями. Последовательно кликая левой клавишей мыши, указываем первую и вторую линии. В результате чего, две линии были объединены в одну, и угол между ними был скруглен аркой радиусом сто миллиметров. Отменим данную операцию и повторим команду заново. Так как нам необходимо просто соединить две линии, изменим значение радиуса на ноль. Отменим объединение линии, левым кликом изменив значение параметра join с YES на NO. Последовательно указываем кривые левым кликом, кривые соединились вместе пересечения, но при этом не были объединены.
Теперь необходимо открыть проекцию конструктивного мидль-шпангоут, для того что бы определить ширину киля. Слой, отображающий проекцию bok можно закрыть. Откроем слой, содержащий конструктивный мидль-шпангоут. Построение линий киля, является первоочередной задачей, так как киль служит основанием для шпангоутов. Для определения ширины киля нам потребуется калькулятор. Кликнем правой кнопкой мыши на панели опций в правой части экрана. В появившимся подменю, левым кликом, выберем калькулятор.
По указанию голландца Николоса Винсента, ширина киля равна одной двадцать пятой части наибольшей ширины корпуса. В нашем случаи, наибольшая ширина корпуса ровна девяти метрам шестидесяти двум миллиметрам, разделив данное значение на двадцать пять - получим ширину киля. Построим отрезок на линии диаметральной плоскости. Перед этим активировав привязку к project. Теперь необходимо сдвинуть данную линию, относительно диаметральной плоскости на расстояние равное половине ширины киля. Выбираем команду move, подтверждаем выбор объекта для переноса нажатием правой клавишей мыши. Указываем начальную точку. И на калькуляторе нажав кнопку go, введем данное значение в командную строку. Нажимаем shift, курсор переносим в левую часть экрана. Что бы линяя, была сдвинута на значение равное половине ширины киля, а именно сто девяносто два миллиметра и четыре десятых.
Воспользуемся командой mirror - отразить данную линию относительно диаметральной плоскости. В командной строке активировав параметр copy - это значит, что отзеркаленный объект будет скопирован. Так мы получили две линии обозначающие ширину киля. Скроем слой содержащий чертеж конструктивного мидль-шпангоута. Теперь линии обозначающие сечение обшивки, необходимо расположить в одной плоскости с линиями обозначающими ширину шпангоута. Для этого воспользуемся командой Set XYZ Coordinates, выбираем нужную ось, нажимаем кнопку ok. В командной строке левым кликом активируем параметр copy. Теперь при включенной привязке end - конец, достаточно просто указать курсором одно из окончаний линии. Так же необходимо отключить параметр project, для того чтобы привязка не проецировалась на конструктивную плоскость. Левым кликом подтверждаем конец операции.
Так же скопируем данные линии в плоскость проходящую через правую проекцию шпангоута, завершим команду нажатием правой клавиши мыши. В следующем уроке мы будем использовать данные линии при построение шпангоута.
На этом урок закончен.
Спасибо за внимание.
- Урок №4 ГОТО ПРЕДЕСТЕНАЦИЯ. RHINO 5.0, Слои, расположение и корректировка чертежей.
- Урок №5 ГОТО ПРЕДЕСТЕНАЦИЯ. RHINO 5.0, Основные приемы работы с кривыми.
- Урок №6 ГОТО ПРЕДЕСТЕНАЦИЯ. RHINO 5.0, Варианты использования кривых.
- Урок №8 ГОТО ПРЕДЕСТИНАЦИЯ. RHINO 5.0, Построение линий регоута, планширя, точек пересечения со шпангоутами.
- Урок №8 ГОТО ПРЕДЕСТИНАЦИЯ. RHINO 5.0, Установка нулевой координаты. Построение линий киля.